ОТВЕЧАЕТ:
Веревко Светлана Анатольевна
Методист кафедры управления образованием ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Проектирование системы управления образовательным учреждением в условиях введения новых образовательных стандартов
Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» запускает не только реформирование системы российской системы образования в целом, но и инновационные процессы в самих образовательных учреждениях.
Основная стратегическая идея национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» состоит в организации образовательного пространства, обеспечивающего формирование новой личности — инициативной, способной мыслить и действовать творчески и нестандартно, осознанно выбирать профессиональный путь, готовой к обучению в течение всей жизни. Воплощение в жизнь этой идеи позволит системе образования выйти на новый уровень инновационного развития, как следствие — модернизировать различные сферы жизнедеятельности общества и, в конечном итоге, — обеспечить конкурентоспособность государства в современном мире.
Инновационные подходы к проектированию системы управления ОУ
Как показал первый опыт реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», для успешного достижения поставленных целей необходим комплексный подход к планированию деятельности образовательного учреждения, как в целом, так и по каждому из ее направлений[1].
В частности, на практике при введении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования перед образовательным учреждением встает реальная задача по проектированию инновационного подхода к управлению школой, который в зависимости от специфики системы управления конкретным образовательным учреждением имеет либо адаптирующее (приспособительное), либо развивающее стратегическое направление[2].
В первом случае система управления школой стремится приспособиться к изменениям внешней среды, ориентируясь на изменения внутри региональной системы образования. Во втором случае инновационность управления направлена как на изменение школы в соответствии с изменениями региональной системы образования (внешней среды), так и на использование ее возможностей и создание условий для развития самой школы, реализации собственных образовательных целей.
Практика показывает, что адаптирующая стратегия наиболее адекватна при подготовке к введению, а развивающая актуальна в условиях реализации нового стандарта начального общего образования. При этом основными целями управления как школой в целом, так и самим процессом введения стандарта, а в дальнейшем — его реализации, становятся:
- определение на основании социального заказа (запроса), с учетом специфики образовательного учреждения и требований нового стандарта целей (результатов) начального общего образования;
- разработка плана-графика основных мероприятий по всем видам и направлениям деятельности школы и организаций-партнеров ОУ, для обеспечения выполнения требований стандарта нового поколения;
- создание необходимых условий (нормативных, кадровых, финансовых, материально-технических, информационных и др.) для введения и реализации ФГОС начального общего образования;
- обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Инновационная модель системы управления требует новых способов управления школой для обеспечения ее эффективного и устойчивого развития в современных условиях. Цели образовательной деятельности школы определяются индивидуальными потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей) как потребителей образовательных услуг и обществом в целом, которое как главный заказчик определяет гарантируемые объем и уровень образования.
Структура системы управления ОУ и основные принципы ее деятельности
Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения[3]. Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляют руководитель (директор) и его заместители, функциональные обязанности которых определяются Уставом ОУ.
Структура управленческих органов ОУ представлена тремя группами:
- органы коллективного управления образовательным учреждением — общешкольная конференция, а также подчиняющийся ей совет школы;
- должностные лица образовательного учреждения, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями — директор ОУ, его заместители;
- органы самоуправления ОУ, методические объединения учителей, а также органы государственно-общественного управления.
Наличием такой разветвленной структуры управленческих органов обусловлена необходимость четкой организации их взаимодействия с целью координации деятельности для эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций в условиях введения ФГОС начального общего образования. Это побуждает нас к выделению основных принципов деятельности системы управления и ее элементов:
1) координация, согласованность и деловое сотрудничество всех уровней и элементов системы управления в планировании предстоящей работы по введению и реализации стандарта начального общего образования нового поколения, определению ведущих задач и их эффективному решению;
2) открытость в осуществлении должностными лицами образовательного учреждения своих руководящих функций, учет общественного мнения при введении и реализации нового стандарта;
3) персональная ответственность всех участников образовательного процесса, включая администрацию образовательного учреждения, педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) за выполнение своих обязанностей по предоставлению/получению общего образования;
4) рациональное распределение усилий педагогического и ученического коллективов при решении главных проблем в ходе введения и реализации ФГОС;
5) регулярный контроль процесса осуществления и результативности образовательной деятельности.
Затруднительны, если не невозможны, разработка и реализация системы управления без обеспечения функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении[4] на всех уровнях образовательной системы: на уровне администрации, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей). Это связано с тем, что обоснованные управленческие инновации возможны только на основе анализа успешности и проблемности образовательного процесса, выявленных в ходе мониторинговых исследований.
Самой распространенной моделью такого мониторинга является многоуровневая система, которая предполагает использование методик (диагностик), отражающих качественные показатели учебных достижений обучающихся и деятельности учителей, в соответствии с требованиями к образовательным результатам, определяемыми стандартом. Мониторинг качества образовательной деятельности в условиях введения ФГОС начального общего образования может осуществляться школой самостоятельно, с применением собственных разработок, как самих методик, так и средств их реализации, в том числе и на основе информационных технологий. Школьный мониторинг может включать в себя систему:
- сравнительного анализа качества образовательной деятельности ОУ;
- анализа результатов административных контрольных срезов;
- сбора статистического материала, отражающего показатели образовательных достижений, участия школьников в конкурсных мероприятиях и т. д.;
- оценки уровня профессиональной компетентности педагогических кадров и руководства ОУ.
Ниже представлены примерная модель внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении (схема 1) и структурный компонент мониторинга (схема 2).
Схема 1
Примерная модель внутреннего мониторинга качества образования в ОУ
Схема 2 Структурный компонент мониторинга по направлению «Подцель N»
Еще один аспект деятельности школы, который нельзя не отметить при проектировании системы управления — это создание в школе информационной среды, отвечающей возможностям современных технологий, обеспечивающей доступность для всех категорий участников образовательного процесса неограниченных объемов информации.
Информационная среда образовательного учреждения, адекватная как реальным запросам участников образовательной деятельности, особенностям и специфике ОУ, так и нормативно закрепленным требованиям к ее структуре, ресурсному оснащению и т. п., даст возможность обеспечить открытость, достаточность и оперативность информации для руководителей, педагогов, обучающихся, создать обратную связь.
Управление формированием нормативно-правовой базы ОУ
Вся вышеописанная деятельность образовательного учреждения в целом и его руководителя в частности должна осуществляться в правовом поле, поэтому ниже речь пойдет о нормативно-правовой базе ОУ и управлении ее формированием.
Нормативно-правовая база ОУ как вообще, так и в условиях введения новых стандартов общего образования, не может и не должна формироваться стихийно — бессистемно и бесконтрольно. Управление этим процессом, так же как и рядом других в рамках функционирования ОУ, является важной составляющей управленческой деятельности. Введение же нового образовательного стандарта требует создания условий для успешной его реализации, что в свою очередь предполагает совершенствование нормативно-правовой базы образовательного учреждения.
Примерные виды (группы) условий, классифицированные нами по нормативно-правовому регулированию в ходе пилотного режима введения ФГОС, и их возможное содержание представлены ниже в таблице 1[5].
Таблица 1
Примерное наполнение нормативно-правового обеспечения введения ФГОС начального общего образования
Нормативно-правовое обеспечение условий
Виды (группы) условий
Содержание условий
Цель создания условий
Объект управления
Требуют принятия новых либо внесения изменений/дополнений в действующие локальные акты ОУ
Организационные
Создание структур сопровождения /обеспечения введения Стандарта в ОУ.
управление процессами жизнедеятельности ОУ
· разработка основной образовательной программы начального общего образования ОУ;
· проектирование образова-тельной среды ОУ в соот-ветствии с требованиями нового стандарта.
Информационные
Создание/совершенствование информационного обеспечения открытости, прозрачности и доступности образовательной деятельности ОУ.
· приведение в соответ-ствие с требованиями Стандарта информационно-образовательной среды ОУ.
Финансовые
Разработка/совершенствование механизмов финансового регулирования образовательного процесса в усло-виях реализации нового стандарта.
· введение новых механизмов финансово-экономического регулирования.
Материально-технические
Создание/совершенствование системы оценки ресурсного обеспечения образовательного процесса в условиях реализации нового стандарта.
· формирование материально-учебной базы реализации Стандарта;
· иное.
Иные
…
…
Требуют принятия новых либо внесения изменений/дополнений в действующие локальные акты ОУ или существующие нормы
Организационные
Создание системы секций, объединений, студий и т.д.; проведение социальных акций; определение форм сотрудничества с социумом.
управление взаимодействием ОУ с другими субъектами образовательной деятельности
· выявление и развитие потенциала школьников через организацию внеурочной деятельности.
Кадровые, материально-технические
Использование возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей.
· организация и включение обучающихся в социально-ориентированную и общественно-полезную деятельность;
· обеспечение приобретения младшими школьниками социального опыта взаимодействия с внешней средой;
· иное.
Иные
…
…
Не требуют принятия локального акта, но, тем не менее, требуют разработки иных документов.
Организационные
Создание системы тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы младших школьников.
Обновление/совершенствование системы работы всех ШМО ОУ.
Управление педагогической деятельностью
· использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
· организация и сопровождение (тьюторское) эффективной самостоятельной деятельности обучающихся;
· обеспечение достижения планируемых результатов освоения ООП НОО;
· иное.
Иные
…
…
Не требуют создания новых или изменения действующих локальных актов
Кадровые
Создание внутришкольной системы повышения квалификации/обучения педагогических работников и руководящих кадров ОУ.
Управление профессиональным развитием педагогов
· повышение квалификации педагогическими работниками и руководящими кадрами;
· обеспечение непрерывности профессионального образования педагогических работников и руководящих кадров образовательного учреждения;
· иное.
Иные
…
…
Управление организацией деятельности ОУ
Наш опыт показал, что для подготовки введения ФГОС начального общего образования необходимы следующие организационные мероприятия:
- утверждение плана введения стандарта нового поколения для начальной школы;
- создание рабочей группы по разработке основной образовательной программы начального общего образования ОУ;
- создание координационного совета по введению стандартов общего образования (по усмотрению ОУ);
- формирование перечня систем учебников (учебников, принадлежащих завершенным предметным линиям) и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с федеральным перечнем;
- разработка, обсуждение и утверждение основной образовательной программы начального общего образования;
- разработка и утверждение формы договора о предоставлении общего образования муниципальным образовательным учреждением;
- внесение необходимых изменений в Устав, локальные акты (Положения) ОУ в связи с введением ФГОС начального общего образования;
- приведение должностных инструкций работников ОУ в соответствие с требованиями нового стандарта и Единого квалификационного справочника должностей рабочих и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)[6].
Управление созданием финансовых условий деятельности ОУ
Создание финансовых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования должно обеспечить ОУ возможность выполнения требований стандарта и предполагает:
- внесение соответствующих изменений в коллективный договор;
- разработку локальных актов (в том числе, Положений) о порядке, условиях НСОТ и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии) и др.;
- заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам с педагогическими работниками, предусматривающих порядок, критерии, показатели и размеры установления выплат стимулирующего характера.
Управление созданием кадровых условий деятельности ОУ
Создание кадровых условий введения и реализации стандарта начального общего образования нового поколения предполагает:
- полную укомплектованность ОУ руководящими и педагогическими работниками;
- соответствие квалификации педагогических работников и руководящих кадров квалификационным характеристикам по соответствующим должностям[7];
- разработку и реализацию системы мер по повышению квалификации руководящих и педагогических работников ОУ в соответствии с требованиями нового стандарта начальной школы к обеспечению непрерывности профессионального образования[8];
- разработку и осуществление плана внутришкольного контроля реализации стандарта.
Управление созданием информационного сопровождения деятельности ОУ
Создание информационных условий введения и реализации ФГОС предполагает:
- использование информационных ресурсов ОУ при управлении процессом введения и реализации нового стандарта;
- создание информационно-образовательной среды ОУ, способствующей достижению результатов начального общего образования в соответствии с требованиями стандарта;
- разработку и размещение в средствах массовой информации Публичного отчета и/или иных материалов ОУ, освещающих ход введения и реализации стандарта начальной школы нового поколения.
Управление созданием материально-технической базы ОУ
Создание материально-технической базы введения и реализации ФГОС предполагает:
- обеспечение доступа педагогов и обучающихся к информационно-образовательным ресурсам, техническим средствам обучения;
- разработку положений об объектах инфраструктуры;
- обеспечение учебниками и учебно-методической литературой;
- комплектование в библиотеке (библиотечно-информационном центре (БИЦ)) необходимого фонда дополнительной литературы.
Для полноценного осуществления всех видов образовательной деятельности необходимо создать специально организованное образовательное пространство, обеспеченное необходимым материально-техническим, информационно-методическим и учебным оборудованием, использование которого соотносится с особенностями основной образовательной программы начального общего образования ОУ.
Таким образом, успешность введения в образовательном учреждении ФГОС начального общего образования в частности и в дальнейшем ФГОС всех ступеней общего образования в целом зависит от эффективности управления как непосредственно процессом введения, так и собственно деятельностью образовательного учреждения в условиях введения новых образовательных стандартов. Эффективность же управления обусловлена системными и четкими действиями по проектированию деятельности ОУ — своевременными и адекватными происходящим инновационным изменениям в сфере образования.
[1] В статье представлены подходы к проектированию системы управления образовательным учреждением в условиях введения ФГОС начального общего образования, разработанные совместно с Е. В. Губановой, зав. кафедрой управления образованием ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», профессором, к.п.н., в рамках деятельности проектной площадки Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании».
[2] Сакун М. В. Нормативно-правовые аспекты инновационного подхода к управлению региональной системой образования. Научное издание «Образование. Наука. Инновации: Южное измерение» — 2008. № 5-6. С. 62.
[3] Федеральный Закон «Об образовании» (в действующей редакции), ст. 35.
[4] Федеральный закон от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования». Изменения в пп. 24 п. 2 ст. 32 Закона «Об образовании».
[5] Представленное наполнение/содержание таблицы 1 является примерным и ориентировочным и может быть конкретизировано и дополнено ОУ самостоятельно.
[6] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н, зарегистрирован в Минюсте России 6.10.2010 г., регистрационный № 18638).
[8] «Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности». П. 23 ФГОС начального общего образования.
Ольга Сергеева
ОТВЕЧАЕТ:
Новикова Елена Викторовна
Консультант по документационному обеспечению кадровых вопросов
Может ли директор школы заниматься предпринимательской деятельностью?
Директор школы является государственным служащим, а государственный служащий не имеет права заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью (в том числе, предпринимательством), кроме преподавательской, научной и иной творческой. (ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Аникина Мария
ОТВЕЧАЕТ:
Новикова Елена Викторовна
Консультант по документационному обеспечению кадровых вопросов
Вправе ли директор школы обязать учителя 1 класса бесплатно проводить внеурочную деятельность (ФГОС)?
Внеурочная деятельность – это часть образовательной программы, которая финансируется дополнительно. Поэтому директор не вправе обязать учителя бесплатно заниматься внеурочной деятельностью. Но возможно в вашем случае речь идет о расширении должностных обязанностей.
Толстова Валентина
ОТВЕЧАЕТ:
Новикова Елена Викторовна
Консультант по документационному обеспечению кадровых вопросов
В связи с переводом муниципального учреждения в государственное, первое ликвидируется. Как быть с работником, находящимся в декретном отпуске? Остальные сотрудники уволняются в порядке перевода. Спасибо.
Согласно п. 10 ст. 6 Закона 83-ФЗ изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.
При изменении типа учреждения в его учредительные документы вносятся лишь соответствующие изменения (новая ст. 17.1 введена в Закон 7-ФЗ). В данном случае изменения будут касаться типа учреждения в его наименовании (без изменения организационно-правовой формы), полномочий исполнительного органа, порядка бюджетного учета.
Важно! Изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения, а также изменение типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учреждения осуществляются по решению и в порядке, устанавливаемом ИОГВ, осуществляющем функции собственника и учредителя.
Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения, а также изменение типа существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном Законом № 174-ФЗ (ст. 5).
Из сказанного выше следует, что при изменении типа государственного (муниципального) учреждения не меняется его функция, вид, предмет и цели деятельности, а, значит, не требуется изменения штатного расписания в его качественном отношении. Работающие в учреждении специалисты остаются на своих должностях и продолжают выполнять трудовую функцию, закрепленную в трудовом договоре.